Поездка на Соленое озеро (с.Завьялово) 5-8 августа 2010 г.
Кратко: останавливался в кемпинге у щелочного озера, народа немного, кемпинг заполнен ~ на 1/3. Плата за проживание в кемпинге 350 рублей с машины в сутки. Погода "ни облачка", было жарко несмотря на северный ветер. Вода относительно теплая, рачков много. Есть GPS-треки:
20100805.gpx - дорога от Новосибирска через Ордынское;
20100807.gpx - типичный маршрут на озере;
20100808.gpx - дорога до Новосибирска через Барнаул;
А теперь чуть более развернутое описание поездки:
Проехал по «круговому» маршруту: туда через Ордынское, обратно через Барнаул. Отчасти из-за появившегося GPS-навигатора, хотелось зафиксировать трек. Также записал типичный ежедневный маршрут купания на озере (GPS-приемник привязывал к панаме). Файлы .gpx прилагаются. Да, для тех, кто «не в теме»: файлы .gpx можно просматривать в GoogleEarth.
Про навигатор GPS: Garmin Etrex Vista HCx с барометрическим альтиметром и функцией автокалибровки высоты, т.е. во время движения высота измеряется по барометру, во время остановок постепенно «подтягивается» к показаниям высоты по спутникам (примерно по экспоненте с характерным временем порядка минуты). Карты – Навикомовские «Дороги России, Топо 6.06».
С измерением высоты по барометру есть небольшая неприятность: во время езды на авто давление в салоне сильно зависит от скорости движения, особенно при открытых окнах (эту особенность можно обнаружить даже на скоростях общественного транспорта). Соответственно, показания высоты скачут довольно сильно и на них (при движении в автомобиле) полагаться нельзя. Как вариант – надо ездить с кондиционером при задраенных окнах, но это не для моего микроавтобуса, т.к. при его объеме на жаре кондиционер просто с задачей не справляется. Да и двигатель уже староват, при дополнительной нагрузке стрелка термометра начинает ползти в сторону перегрева, хотя при умеренной нагрузке (когда мы ехали по щебенке до границы Алтайского края) мы спокойно прошли ~24 км с включенным кондиционером без признаков перегревания. Но это к теме не относится.
В время поездки GPS питал от бортовой сети, во время прогулки – от аккумуляторов. Калибровку высотомера специально не делал, полагался на спутниковый высотомер и автокалибровку. Вроде все. А, про автотрассировку: маршрут проложился без проблем, потребовалась только одна дополнительная точка – Баево: без нее прибор выдавал ошибку, видимо не мог выбрать между дорогами через Барнаул или через Ордынское. Я позже проверил прокладку маршрута с дополнительной точкой «Тальменка» - проложил почти без нареканий. Правда через Барнаул «провел» по старому мосту, а вот уже около Завьялово немного ошибся и предложил проехать через Гилевку и последний отрезок по лесной дороге через бор: во-первых, проходимость той дороги зависит от погоды, а во-вторых – бор снабжен шлагбаумами.
Дорога «туда»: выехали из Ельцовки ~в 10:20 , заезжали по делам в «Щ», затем хотел заправиться у милиции на Кутателадзе, но там реконструкция, поэтому сделал крюк и заправился на «Топазе» на Бердском шоссе. Еще одна остановка у т/ц «Маяк» на Шлюзе (пиво в «заставе» и что-нибудь почитать на отдыхе) и вперед (от Шлюза ~ в 11:40).
Поскольку выехали поздно, чтобы не попасть в пробки на Петухова решили ехать через Морской совхоз. Сильно потом переживал, т.к. мало того, что отрезок из 8 км щебенки до Верх-Тулы мне и без того никогда не нравился, там насыпали ~1 км свежей щебенки и никак ее пока не укатали: еду не больше 10-15 км/час, камни летят, да такие острые, - хорошо что резину не порвал и машину не повредил. На трассу выбрались ~ в 12:30.
Дальше без особых приключений. Как и прежде, трасса на Ордынское обладает «покачивающимся» профилем и при высоком центре массы авто ехать быстрее 90 км/час местами очень некомфортно. Ордынское прошли ~ в 13:40, очень раздражает ограничение в 40 км/час. Перед Кирзой сильно трясет, как бы настраивая на щебенку. Останавливались в Кирзе чего-нибудь перекусить (13:55) и совсем уже перед щебенкой в лесу (14:10) прогуляться «до кустов» и размяться.
На щебенку въехали в 14:20, средняя скорость перемещения 30-35 км/час. Щебенка закончилась на границе Алтайского края, ~ в 15:05. В Масляхе останавливаться не стали, слишком уж цены на рыбу задраны, разбаловали автотуристы местных жителей. Хотя все отмечают, что рыба по-прежнему качественная, да и стиль торговли поменялся – появилось много лотков, продавцы машут руками и зазывают проезжающих… Обойдемся на этот раз запасами сушеной ставридки и кальмаров.
До Камня-на-Оби дорога без изменений, на 90 км/час езда почти комфортная. В самом городе дорога не поменялась, лучше не разгоняться. Вспомнили, что не взяли с собой хлеба, заехали в магазин, заодно ноги размяли. На выходе из магазина пахнуло жаром, поняли, что начинается лето (перед этим от Кирзы ехали с кондиционером).
Навигатор с прокладкой маршрута по Камню справился условно, т.е. где-то сделал все правильно, где-то есть нестыковки, видимо город пока не очень хорошо занесен в картографическую базу. Так что хорошо, что мы и так все знаем, смотрите трек через GoogleEarth.
Приближаясь к первому ж/д переезду вижу идущий навстречу джип, к тому же сворачивающий в сторону проезда под мостом. Ага, видимо второй переезд закрыт, не будем проверять и едем туда же, тем более что переулок заасфальтирован и никаких нареканий не вызывает. Проезжая мимо второго переезда видим группу лиц в оранжевой униформе и понимаем как мы были правы. В принципе, мой трек можно рекомендовать к использованию, ошибиться трудно, разбит только участок дороги от АЗС до поворота в переулок (~0.5км).
Из города выехали ~ в 16:00. Выезд из Камня традиционно в плохом состоянии, за городом дорога улучшается, но идти больше 80 км/час некомфортно, попадаются отрезки «стиральной доски» и приходится периодически притормаживать.
Без приключений доехали до Баево, на выезде из Баева (~ в 17:05) несколько минут стояли на мосту в связи с его ремонтом. Дорога дальше почти без вкраплений «стиральной доски», но идти больше 80-85 км/ч все равно не привлекает. После эстакады в Малиновском дорога улучшается и до Завьялово можно комфортно ехать и со 100 км/час.
К Завьялово подъехали в 17:45, проходим через деревню самой короткой дорогой, через 5 минут миновали АЗС на выезде в сторону Светлого/Овечкино. Мы уже почти на месте, дальше можно не торопиться. Заодно повертеть головой по сторонам и посмотреть, что там нового настроили на перешейке между соленым и пресным озерами.
К кемпингу на щелочном озере подъехали ~ в 18:05. Народу на оплату почти нет, да и в кемпинге пустовато, видимо за последние годы народ привык, что с погодой стало «как-то хужее» и поменял место отдыха, да и сезон уже на излете, август месяц.
Плата за проживание в кемпинге опять поднялась, 350 рублей с машины в сутки, плюс 100 рублей залога за карточку для открывания шлагбаума (залог потом на выезде вернули).
На оформление ушло минуты 3-4, в 18:12 мы уже были на месте. Выгружаемся, ставим палатку / тент / столик / шезлонги / пиво, после этого первый заплыв в озере… В общем все, мы прибыли на отдых. Да, километраж от АЗС «Топаз» до места стоянки 350 км.
На озере. Погода почти правильная, на небе ни облачка. Ветер нетрадиционный, северный. Температура воздуха днем около 30, ночью около 15, вода – как обычно: утром и вечером кажется теплой, днем в жару заходить некомфортно.
Записал трек обычной водной процедуры: от палатки до соленого озера, потом заплыв «на ту сторону» (так сказать нагрузка на плечевой пояс), затем возвращаемся вдоль береговой линии по воде (это нагрузка на ноги) к оставленной одежде. Далее прогулка до щелочного озера, купание (обмывание от соли) и возвращаемся к палатке.
Снаряжение почти все уже перечислил: палатка 4-местка, туристические пенки-коврики 4 штуки, спальники 3 штуки (по числу участников). Далее: самодельный тент от солнца ~ 2.5 х 3.5 метра и самодельная кабинка для переодевания (она же для укрывания от ветра газовой горелки и складывания вещей и продуктов на время дождя и на ночь). Складной столик со стульчиками и шезлонги – старожилы, «ездят» с нами на озеро с 1986 года. Для приготовления пищи раньше использовал примус, теперь перешли на газ: намного удобнее, девчонки с ним сами легко управляются, а примус мне все время приходилось обслуживать единолично.
Что мы забыли взять с собой, поскольку совсем обнаглели и собирались буквально в последний вечер. Средства от комаров (налетают и больно кусают после захода солнца, когда стихает ветер) и средства для загара («от» загара, «для» загара и «после» загара, если первые два не помогли).
Питание: проще всего брать с собой на свой вкус, лучше сразу составить меню на все время поездки, чтобы не тащить лишнего «на всякий случай». На территории кемпинга есть магазинчики и с голода не помрешь в любом случае. Плюс к тому, все время (вернее ко времени приема пищи) по территории носят домашние пирожки / блинчики / беляши / сосиски / молоко / творог / сметану… Все это заслуживает внимания, даже если вы набрали с собой продуктов с избытком. Меня больше всего восторгают пирожки размером с лапоть (т.е. даже не в ладонь). А, еще ездит УАЗ-санитарка с хлебо-булочной выпечкой и смешными ценами: булка хлеба и три трубочки с заварным кремом нам достались за 36 рублей! Пирожки намного дороже выходят (но они того стоят).Да, цены того что мы покупали: пирожки - 20 руб (размером с лапоть), блинчики с начинкой - 15 руб, 1.5 литра молока - 50 руб.
Что нового для себя открыл в этот раз: в бору, что примыкает к соленому озеру, живут змеи, и не просто змеи, а гадюки. Жуть! До сих пор я видел только ужей, с желтыми пятнами на голове, в соленом озере попадаются иногда. Про гадюку мне сообщили очевидцы, люди в возрасте, т.е. с жизненным опытом, и подвергать сомнению их слова не было смысла.
Развлечения для детей: на берегу щелочного озера есть надувная горка, дети с визгом скатываются в небольшой бассейн с водой. Есть пара надувных шаров: ребенок запускается внутрь, шар закупоривается, надувается воздухом и спускается на воду, а ребенок всеми доступными способами пытается двигаться в этом шаре. Шар привязан веревкой, так что далеко не укатится. Еще есть батут, на нем все время кто-то прыгает (неужели правда так прикольно?). А вообще-то на таком ветру надо запускать воздушных змеев, но это уже по индивидуальной программе, т.е. этого развлечения в меню нет, змея надо везти своего. Лично я вожу с собой с 2000-го года покупных змеев, продаются на выезде из Новосибирска. Пару раз привозил самодельного змея коробчатой конструкции, но он в какой-то момент само-разукомплектовался, одни рейки остались. И каждый раз обещаю себе построить к следующему разу что-нибудь грандиозное.
И пара слов о моем видении лечебной стороны вопроса. Мне хватает (пока, наверное) купания в соленой воде, программа минимум (она же получается и максимум) «три раза в день». Грязью пару раз пробовал мазаться, но когда прочел инструкцию «как это делается правильно», т.е. в грязелечебницах, решил больше этого не делать, разве что для проформы помазать колени. Мне и этого-то биологического удара по иммунитету за глаза хватает, бывало что после поездки на озеро дня 3-4 в себя приходишь. Есть еще голубая глина, но мои девчонки к ней интереса не проявили, а для себя я так и не уяснил, что с ней делать: как отбеливающее – так я и так бледный, приехал загореть.
По поводу времени поездки. Энтузиасты призывают ехать в конце июня «когда вода краснеет», т.е. в период активности рачков (Артемия). Не знаю, ездил и в конце июня. По-моему, природу не обманешь, в том смысле что рачкам для их активности требуется прогретая вода, и если лето было холодным, (т.е. как в этом году), то и размножаться они будут позднее. Конкретно и в частности: рачков нынче было много, может даже больше чем обычно, хотя август для поездки на озеро и не считается правильным.
Дорога «обратно» через Барнаул. Выехали со стоянки в 13:45, от КПП – в 13:50. На восточном въезде в Завьялово заправился, после этого заехали в магазин за напитками на дорогу. От магазина тронулись ~ в 14:15, из Завьялово выехали ~ в 14:25.
До Романово дорога местами «под 100 км/час», местами «не больше 60», особенно перед самим Романово. Дальше на качество дороги надо смотреть по обстановке, но в основном «до 100», я ехал ближе к 90 км/час. Где-то после Ребрихи дорога становится почти идеальной, но эта идеальность после Бурановки сопровождается участком ремонтируемой дороги с объездом ~ 3.5км.
На подступах к Павловску по загруженности дороги ощущается приближение к большому городу. Павловск «обходим слева», благо это главная дорога, т.е. ошибиться сложно. После Паловска довольно продолжительное время приходится ехать в сплошной колонне, хорошо еще что довольно быстро. Ближе к Барнаулу дорога превращается в «по две полосы в каждую сторону» и до Барнаула ехать почти комфортно. Границу Барнаула в районе аэропорта пересекаем ~ в 17:15.
По Барнаулу – нормальная дорога, просто немного внимательности. К площади, что у вокзалов, подъехали ~ в 17:40, пункт оплаты за проезд по новому мосту проехали ~ в 17:50. Все, дальше дорога совсем знакомая, т.е. все потенциальные посты ГАИ и неровности дороги.
В Тальменке сразу после моста хлынул ливень с градом, от неожиданности даже съехал на обочину и включил аварийку. Потом решил не торопясь доехать до кафе «Дилижанс» и там переждать стихию. Пока ехал эти 1.5км, дождь почти кончился. Заходим в кафе – а там свет отключился, решили ограничиться посещением «туалета при свечах» и, пока народ не очухался, ехать дальше. Стартовали в 19:00, расчет оправдался – дорога была относительно свободной. До Бердска добрались практически без пробок, ГАИ на «вшивой горке» проехали в 20:35. По пути заскочили на заправку на «Топаз», километраж от соленого озера – 460 км. Выехали с заправки в 20:40, к дому подъехали в 20:48. Заносим домой вещи, столы и стулья – в гараж, до следующего раза. Все.