Соленое озеро (Алтайский край, Завьяловский район, 12 км. от с. Завьялово).
написано осенью 2000 года

Дополнительная информация (с GPS-треками) после поездки в 2010 году
Cхемы проезда на базе карт от Навител (добавлено в 2014 году)


Озеро находится около ленточного бора (реликтовый сосновый лес), помимо
соленого в ближайшей окрестности есть щелочное и куча пресных озер,
любителям рыбалки есть чем заняться. Народ приезжает сюда поправлять
здоровье соляными, щелочными и грязевыми ваннами, из подмеченных болезней -
кожные типа псориаза и шрамов, различные проявления радикулитов-хандрозов,
люди сведущие утверждают, что лечится все что хочешь - надо только знать
как и что. Про себя могу сказать, что в нашей семье простудные заболевания
явление крайне редкое, при том, что практически круглый год пользуемся
общественным транспортом (дети в школу, взрослые на работу) и в занятиях
спортом замечены не были.

К началу

Размещение приезжающей публики - кемпинг, на территории которого находится
щелочное озеро. Плата 60р в сутки за машину (в 2000 году, раньше рассчитывали
еще и по числу отдыхающих), предоставляемые при этом услуги - колонки с очень
даже приличной водой, туалеты типа "МЖ" и ящики для мусора. На территории
поддерживается относительный порядок и чистота, есть магазинчики и ларьки,
минимальный общепит и пиво, плюс к тому куча частников с домашней выпечкой
и прочими радостями экологически чистой деревни Светлое (1-2 км). В этой же
деревне селятся любители комфортного отдыха и лечения - наверное в этом
есть свои прелести, например банька вечерком, хотя на этот счет при желании
можно и так договориться - лично для меня проживание в палатке и вечерний
костерок являются пунктами программы и об остановке в деревне я пока не думал.
Те же, кто считает 60р в сутки много - останавливаются на перешейке между
соленым и пресным озерами, правда там последние три года тоже пытаются
"упорядочить" отдых и тоже взимают какую-то плату, но никаких удобств кроме
туалетов я там что-то не видел, хотя специально этим не интересовался.
Около самого соленого озера официально запрещено устраивать стоянку, хотя
визуально таковые наблюдаются, по крайней мере в лесу на другой стороне озера.
Кстати о лесе, дрова в нем рубить официально так же запрещено, правда местные
жители именно оттуда эти дрова привозят и по сходной цене предлагают их
отдыхающим.

К началу

Как добраться из Новосибирска.


Для "безлошадной" публики - а таких отдыхающих довольно много ,- вариант,
видимо, один: на паровозе "Н-ск - Кулунда", ходит через день, 10-12 часов
пути причем ночью, так что не успеешь устать от дороги. Пункт назначения -
Гилевка. Там прихода поезда дожидается автобус до райцентра Завьялово
(30 км? не помню точно), откуда рукой подать до Соленого озера (10 км по
трассе + 2 км по проселку). Здесь велика вероятность воспользоваться услугами
местных "таксистов", как, впрочем, и в самой Гилевке.
Сам я этим способом не пользовался, все это со слов знакомых. Кстати,
со слов других "очевидцев", они используют другой пункт назначения - Овечкино.
Это немного раньше Гилевки, до озера при этом около 20 км, о каких-то других
преимуществах или недостатках ничего сказать не могу, кроме того, что это
не райцентр и могут быть проблемы с дальнейшей транспортировкой.

К началу

Сам я на Соленое озеро езжу на машине и, соответственно, с этим способом
транспортировки знаком лучше.
Прежде всего, есть два пути: через Ордынск и через Барнаул, плюс варианты
пути от Барнаула (вплоть до того, что доехать от Барнаула до Камня-на-Оби
и далее идти уже по маршруту No1).


Маршрут No1 (использованы ключевые названия, которые надо искать на указателях
или произносить при расспросах прохожих):
Ордынское - Кирза - Камень-на-Оби - Баево - Завьялово - Соленое озеро
Расстояние от Шлюза (далее ОбГЭС - Советское шоссе - ул.Петухова) до кемпинга
на озере - 340 км.


Дорога до Ордынского - без особых комментариев, состояние более чем приличное.
ГАИ традиционно контролирует места с ограничениями скорости и запретами обгона,
в частности в районе Верх-Тулы (обгон на затяжном повороте), в Ярково (деревня
визуально кончилась, а до знака "конец населенного пункта" еще далеко),
в других коварных местах, которые водитель со стажем всегда может вычислить.


В Ордынском стационарный пост ГАИ и "40км/ч" практически на всем протяжении,
будьте внимательны! Далее через 12 км кольцевая развязка, через которую
надо пройти "прямо по курсу", только лучше это сделать следуя по кольцу, т.к.
там вас уже дожидается инспектор. Да, указатель направления - Кирза.

ordcross.gif
До Кирзы дорога приличная, обновлялась недавно. В Кирзе пункт общепита по ходу
движения, все прочие постройки слева от дороги. Очень симпатичное место,
особенно радует наличие умывальника, что бывает весьма кстати: мало ли что
пришлось делать по дороге, начиная от замены колеса и кончая элементарной
заправкой на АЗС.


После Кирзы начинается сосновый лес и самый неприятный участок дороги,
5 км асфальта с ямами и далее 30 км щебенки. Я обычно делаю остановку в лесу
на 10-20 минут перед щебенкой - перекусить и "сходить в кустики", если
правильно выбрать место для остановки то можно попастись на клубнике.
А теперь глубоко вдохни и не расслабляйся. На щебенке, понятно, берегись
камней под днищем и от встречных машин, экземпляры с выбитым лобовиком
на этой дороге хоть и редко но попадаются. Хорошо если ваша машина оборудована
кондиционером, иначе либо париться при закрытых окнах, либо дышать пылью,
которая на лесной дороге оседает очень медленно. На левой обочине время от
времени попадаются местные жители, предлагающие дары природы в виде грибов и
ягод, иногда можно перехватить свежей стерлядки - тут уж как повезет и
внушите ли вы доверие (не представитель ли органов закона).


Как только слева от дороги замаячили воды Обского моря (примерно 2/3
щебеночного отрезка пути) - здесь уже недалеко граница Новосибирской
области (Алтайского края) и оставшаяся треть щебенки позволяет слегка
расслабиться, дорога здесь шире и комфортнее, в том смысле что щебень
помельче. Но сильно разгоняться не следует, т.к. время от времени попадаются
кочки и ямки разного достоинства.


Но вот щебенка кончилась, и как вознаграждение в ближайшем населенном
пункте Масляха селяне вам предложат обалденную копченую рыбу.
В ассортименте нет постоянства, иногда это судак, щука, когда и только лещ.
В этом случае можно заглянуть в сельпо, где торгует свою продукцию местное
рыбозаготовительное предприятие и где можно вполне официально приобрести
копченую стерлядку, правда расценки несколько выше, чем у частников.
С частником же расклад такой же как см. выше, т.е. все зависит от степени
внушаемого вами доверия. Я обычно беру 1-2 щуки (зависит от их размера)
и по приезду на озеро устраиваю "вечер воспоминаний" с пивом.


Далее до Камня-на-Оби говорить особо не о чем, будьте внимательны к ямкам
на дороге, их каждый год заделывают, но никто не даст гарантию, что не
появилось новых. Надо отметить, что год от года состояние дороги на этом
участке улучшается.


В Камне-на-Оби главное - не прозевать начало городской черты, по-моему
во всем Каменском районе порезвились заготовители цветных металлов и в
рамках этой кампании поснимали все алюминиевые дорожные знаки, в частности
"населенные пункты на белом фоне". Через какое-то время вы, конечно, поймете,
что едете по городу, увидев рейсовый автобус и автобусные остановки.
Ориентиры: справа от дороги элеватор, какая-то летная часть (судя по самолету-
истребителю на постаменте), где-то здесь же пешеходный светофор и "40км/ч".
Далее кольцо с круговым движением (через него надо пройти прямо), какие-то
коттеджи и перекресток со светофором (в этом году светофор не горел но вся
арматура в наличии). На светофоре направо, здесь на одной из построек будет
вывеска "каменская чулочно-носочная" (или что-то подобное), метров через
200 справа будет АЗС, а дорога уткнется в "К"-образный перекресток, оставаясь
при этом главной. Здесь налево и по продолжению присоединившейся справа
дороги (вообще я бы именно эту присоединившуюся обозвал главной в силу ее
прямолинейности), при этом влево отойдет дорога к центру города и слева же
останется автовокзал. Теперь строго "по главной" до ж/д переездов (1-2км +
еще раз 1-2км). После второго переезда направо, но не промахнуться и не уйти
по самой правой дороге, идущей параллельно ж/д путям - это ребята понастроили
коттеджей и проложили к ним отводную дорожку, сравнимую по размерам с
транзитной. По пути будет еще одно "круговое движение" (довольно странное,
раньше в этом месте вообще был просто перекресток), по нему надо пройти прямо,
и собственно город практически кончился, по левую руку постройка типа поста
ГАИ (там какой-то магазинчик), справа несколько 5-этажек. В случае чего,
спрашивать надо дорогу на Баево.


kamen.gif
Красные стрелки - дополнительные возможности проезда через Камень-на-Оби

Далее весь маршрут "по главной", названия проезжаемых деревень и направление
дальнейшего движения спрашивать у местного населения по мере потребности.
Дорога разная, где-то просто отличная, где-то вставки "стиральной доски",
бывает и "не потеряйте колеса" - лучше один раз самому проехать.


Около Гилевки (это между Баево и Завьялово) на эстакаде над ж/д путями стоит
"40км/ч" и далее инспектор ГАИ (наблюдал такое пару раз), - есть смысл
выполнить требование знака, тем более, что дорогу, похоже, в этом месте
не чинят из принципа.


zavazs.gif

В Завьялово въезжаем с северо-запада, задача - пройти к северо-восточному
выезду. Завьялово - деревня большая, с раскидистой сеткой дорог самого
разного качества, правда рано или поздно вы все равно выберетесь куда хотите,
но лучше это сделать по приличной дороге. Для этого на первой развилке идете
налево, оставляя АЗС по правую руку, а после АЗС на следующей развилке идете
направо. Теперь "по главной" до центра, в конце этого отрезка будет кусок
дороги с односторонним движением. В центре утыкаетесь в "Т"-образный
перекресток, поворачиваете налево и "по главной" благополучно достигаете
выезда из Завьялово. Теперь 10 км приличной трассы и съезд направо к Соленому
озеру. Через 100м налево и "по главной" (если можно так назвать проселок)
до кемпинга. Все.


ozero.gif

Об АЗС. Я обычно заправляюсь в стартовых пунктах. В Завьялово заправок
несколько, по меньшей мере 4, мне не рекомендовали пользоваться той, что на
выезде в сторону Соленого озера (говорились какие-то слова про газоконденсат,
запах газа около нее действительно ощущается). Обычно я заправляюсь на
"государственной" т.е. кондовой, знакомой с детства, постройки,
находящейся на въезде со стороны Баево; если там проблемы - в 50м есть еще
одна заправка, бензин вроде как "правильный". На Баево и прочие промежуточные
пункты лучше не рассчитывать. В Камне-на-Оби заправок много, можете по пути
"туда" провести маркетинг, скажу только, что цены здесь традиционно выше чем
в Н-ске и в Завьялово. Зато уж от Кирзинско-Ордынского кольца и до Н-ска
заправок много и цена практически одна и та же.

К началу

Маршрут No2:
Барнаул - Павловск - Ребриха - Мамонтово - Романово - Завьялово - Соленое озеро.
Расстояние от Шлюза до кемпинга на озере - 450 км.


До Барнаула дорога нормальная, все-таки федерального значения, народ
умудряется по ней делать 160 и больше км/ч, я предпочитаю 100-110.
ГАИ любит сидеть на участке от Бердска до Искитима - там трехполосная
дорога и средняя полоса "отдается" для движения то одному то другому
направлению, очень просто можно прозевать момент и оказаться нарушителем.
Далее после Искитима и до Евсино идет неприятный участок: дорога двухполосная
плюс перепады рельефа - соответственно стоят "запреты обгона", машины идут
"паровозом", а когда обгонять вроде уже можно, то сделать это сложно из-за
встречного потока и невозможности после обгона вклиниться в попутный поток.
После Евсино пригородный поток постепенно рассасывается и тут же следом в
Линево вас подстерегает ситуация, аналогичная ситуации из маршрута No1 в Ярково.
Стационарные посты ГАИ в Линево, Черепаново, Тальменке, Сибирском (военный
городок, соответственно там пост ВАИ-ГАИ). Помимо этого рекомендуется соблюсти
скорость при проезде через Безменово - обстановка там очень уж располагает,
деревня-то в стороне.


На подходе к Новоалтайску (и до самого Барнаула) начинаются проблемы с обгоном,
т.к. дорога двухполосная, а транспортная загрузка велика, Барнаул - краевой
центр. После Новоалтайска надо не прозевать момент раздвоения дороги на
Барнаул, т.к. сейчас действуют два моста через Обь, старый и новый. Новый мост
платный, с очень хорошим покрытием и развязками и удобен для прохода через
Барнаул на Рубцовск. Старый мост бесплатный, с отвратительным покрытием - зато
он удобен для дальнейшего прохода на Павловск, потому выбираем более "правое"
направление, для контроля - справа от дороги идут ж/д пути вплоть до самого
моста (старый мост двухэтажный, автомобильное полотно над железнодорожным).
Перед въездом на мост пост ГАИ, правда он находится на левой стороне дороги
и инспектору затруднительно "работать" с въезжающим в город транспортом.
Да, вдоль дороги до моста стоят частники с речными дарами, но ассортимент
не тот, что в Масляхе (рыба не копченая а вяленая) и цены выше, при этом
утверждается, что вся продукция из-под Камня-на-Оби.


Через Барнаул надо пройти через самый центр, по моим ощущениям улицы здесь
загружены сравнимо с Н-ском, так что смотри в оба и на карту. Кодовое слово -
Павловский тракт, так называется магистральная улица, добравшись до которой
вы уже идете по ней до упора т.е. до выезда из города.


Далее "по главной" до развилки перед Павловском: налево - на Павловск,
направо - в обход, я предпочел направо. Метров через 50 еще раз развилка, здесь
налево в лес. В лесу стоит "запрет обгона" и инспектор с палочкой.
Обходной маневр завершается развилкой с кольцевым движением, направо -
в Камень-на-Оби, налево - в Ребриху. Метров через 300-400 "Т"-образный
перекресток, налево - Павловск, который вы объехали, направо - на Ребриху.
Из собственного наблюдения, на обратном пути меня перед этой развилкой обогнал
Bluebird и ушел на Павловск. В следующий раз он меня обогнал на подходе к
Барнаулу.


Далее идет обычная дорога, в меру неровная но колес не потеряешь, разглядывать
по сторонам особо нечего, разве что вороны норовят при взлете долбануться о
лобовик, не дают расслабиться. Все деревни остаются в стороне, ограничения
скорости только на откровенно опасных участках. Исключение составляет "40 км/ч"
у Буканского, дорога там нормальная и инспектор без занятия не остается.
Перекресток с инспектором проходим прямо (налево пошла дорога на Алейск) и
метров через 200 делаем налево зигзаг типа "кривой стартер", т.е. с сохранением
исходного азимута движения.


На подходе к Романово поступаем так же как с Павловском, т.е. обходим справа
и идем до перекрестка с АЗС, - это поворот на Завьялово. В Завьялово при этом
въезжаем с юга и пробираемся к северо-восточному выезду. Велик соблазн сойти с
трассы направо и пройти "сквозь" деревню, но состояние дороги там таково,
что имеет смысл продолжить движение по трассе (она плавно загибается налево
и идет на Баево), доехать до "государственной" АЗС, т.е. до северо-западного
въезда и далее смотри описание маршрута No1 (в том числе и дорогу к кемпингу).


Об АЗС. К ранее сказанному о заправке в стартовых пунктах следует добавить
Барнаул и кучу заправок между Н-ском и Барнаулом. Между Барнаулом и Завьялово
с бензином могут быть проблемы, наибольшая вероятность найти бензин в Романово,
что тоже можно считать стартовым пунктом.

К началу

Теперь о снаряжении. Палатка должна быть рассчитана на экстремальные условия,
т.е. на очень сильный ветер и такой же ливень. Я как-то наблюдал, как народ
собирает по степи улетевшие вместе с колышками палатки. Сам я при этом имел
кондовую 2-местную палатку с прорезиненным дном и якобы пропитанным верхом.
Первое что пришлось предпринимать во время ливня - стоя внутри поддерживать
перекладину (входила в комплект сборная алюминиевая труба) чтобы ее напором
ветра не сложило. За это время повязанный сверху полиэтилен улетел и в палатку
начала поступать вода. В итоге ночь провели в машине, наблюдая за стихией -
полыхало и грохотало часа два. Утром обнаружил заполненное до краев озеро
в прорезиненном дне палатки, в котором плавали все спальные принадлежности.
После того случая купил 4-местную палатку на каркасе с тентом (их сейчас
клепают в Питере в разных вариантах), заменил штатные колышки-шпильки на
самодельные из дюралевого уголка 20х20 и теперь ливни и ветры не страшны.
Из других вариантов самый основательный - "СКИФ", эту конструкцию ветром
уже точно не унесет, но тащить ради палатки целый прицеп - это совсем иная
философия. Спальные принадлежности - легкий спальник типа "одеяло" (ночи
теплые) и надувной матрас или пенка, матрас занимает меньше места, что может
оказаться решающим фактором при укладывании вещей в багажнике машины.


Следующая позиция - тент от солнца, без этого на озере не обойтись. Здесь
вариантов масса, вплоть до серийно выпускаемых торговых палаток в виде
тента на каркасе. Мне этот вариант не нравится из-за большой массы и
габаритов стальных труб для каркаса, хотя идея законченного отдельного
помещения, наверное, самая правильная. Я сшил полотно 3.20х2.20, настрочил
по краям и в центре парашютный строп и на 6 стойках (высота 2м, использовались
дюралевые лыжные палки длиной 100см) растянул по углам и по центру длинной
стороны тента на 10 веревках и стольких же колышках из дюралевого уголка.
При этом получается минимальная парусность а значит снижаются нагрузки.
Самое слабое место в этой конструкции - стык лыжных палок, при сильном ветре
тент + растяжка = суммарный вектор силы, стремящийся сложить концы стойки.
Я в этом случае (т.е. при опасности сильного ветра) укрепляю стойки, приматывая
к ним скотчем (или привязывая веревками) дрыны подходящего размера, которые
предусмотрительно приберегаю при заготовке дров.


Полезной может оказаться кабинка для переодевания, выполненная любым способом,
я использую конструкцию типа глухой тент (вход и потолок на молниях) на четырех
стойках, растянутый по углам. Помимо основной функции кабинка используется для
складывания вещей на случай дождя и приготовления пищи на примусе (ветер,
понимаете..), в перспективе предполагалось еще использование в качестве
душевой кабинки.


Стол и стулья - кто-то любит сколотить на месте сам либо воспользоваться
кем-то ранее изготовленным инвентарем. Мы используем набор в виде чемоданчика
(стол + 4 табуретки) и пару складных шезлонгов.


Что еще? Топор, лопатка (окопать палатку и выкопать в степи какое-нибудь
понравившееся растение), посуда (удобен набор "Турист" на 5 персон), ложки,
ножи (в том числе консервный), кастрюля и чайник. Для приготовления пищи
используем примус (2-конфорочный "Шмель"), запас бензина в пластиковых
бутылках из расчета 1,5 литра в день ,- пусть лучше останется, чем потом
побираться, т.к. бензобак машины у меня, например, имеет горловину в виде
изогнутой метровой трубы, да и иметь НЗ для машины тоже полезно. Рекомендация:
пробка у бутылки должна быть без прокладки, т.к. иногда их делают из нестойкого
к бензину материала, я как-то раз поимел преследовавший меня всю дорогу запах
бензина в салоне. И еще, бутылку не надо заполнять по самое горлышко, лучше не
долить грамм 50-100, а перед закрыванием бутылку аккуратно сжать и закрыть без
воздушной прослойки. При этом вы можете быть уверены, что на жаре из этой
бутылки ничего не потечет (в моей практике такого не случалось), да и бутылка
станет более плоской и позволит компактнее разместить весь запас бензина.


Полезно иметь машинную переноску (или что-то ее заменяющее) с проводом метров
5-6 и лампочкой 12В х 5Вт для вечернего освещения "обеденной зоны". Умывальник
из пластиковой бутылки всегда можно сделать на месте, разве что пробку
доработать заранее дома. Для установки умывальника я беру еще пару лыжных палок
и устанавливаю их буквой "Л" над каким-нибудь углублением, хотя можно с успехом
использовать и любую палку - это уже эстетство, если хотите. Дно пластиковой
бутылки, отрезанное не до конца, отгибается и используется как мыльница, чтобы
мыло не размокало срезаются выступы дна - получается законченная конструкция,
очень удобная в пользовании.


Для мытья посуды - "Fairy" и губку. Для воды - канистры и ведро (лучше
два), ведро с регулярно обновляемой водой используется как холодильник,
нагревшаяся вода уходит в умывальник. В качестве канистр удобно использовать
5-литровые бутылки из-под питьевой воды, на обратном пути в них же набираю
соленую воду.


Для досуга - книги, семечки принесут прямо к палатке, еще можно взять
воздушного змея и к нему запас капроновых ниток ,- ветер дует практически все
время, мы в этот раз запускали метров на 150 - потом полчаса сматывали, в
следующий раз возьму инерционную спиннинговую катушку.


Еще о мелочах: не вдаваясь в подробности, что для чего, скажу, что полезно
иметь увлажняющие кремы для лица и для рук, детский крем, бальзам "Спасатель"
и солнцезащитные средства. Арсенал автомобильной аптечки желательно усилить
бактерицидным пластырем, бинтом, марганцовкой, всякой "упсой" и желудочными
средствами. Очень полезно взять 15-20мм скотч, им и умывальник примотать можно,
и стойки укрепить, и змея починить, - для полевых условий он оказался весьма
универсальным средством. Набор ниток и иголок много места не займет, зато
если он нужен - то он нужен, мне однажды пришлось за ними ехать в Завьялово
и искать по магазинам хоть что-нибудь, там ведь отнюдь не супермаркеты.

К началу

О питании: когда едешь одной семьей можно загодя сесть и составить меню на
все предстоящие дни и взять продуктов ровно по потребности. Первые два года
мы ездили компанией и к концу всегда оставались консервы и крупы, не говоря
уже об овощах и картошке, которые просто приходилось оставлять. Что именно
брать - каждый решает в соответствии со своими вкусами. Удобно брать
бульонные кубики, быстрозавариваемую лапшу (на день приезда и просто если
кому-то не хватило), пакетные супы, тушенку (если нет опыта в выборе -
рекомендую брать продукцию Новосибирского МКК, стабильный результат), сгущенку,
чай в пакетиках, растворимый кофе, печенье сладкое и не очень (погрызть в
дороге). На дорогу - бутерброды с сыром и копченой колбасой и конечно питье.
К утреннему и "файв-о-клок" чаю вам предложат пирожки с разной начинкой
(2-3 рубля, но нормального деревенского размера, кто знает - тот поймет),
блинчики с творогом и без, хворост, молоко (10руб/1,5литра), сливки-сметану.
Отдельно можно договориться на шашлыки или просто мясо - вам их доставят
в оговоренное вами время, "ну или еще чего-нибудь". Пиво и прочие напитки
- в ларьках, там же хлеб и минимальный набор продуктов. Кому этого мало -
Завьялово недалеко, там приличный рынок и магазинчики.

К началу

Когда ехать. Кемпинг "принимает" с середины июня до середины августа,
с конца июня идет размножение красных рачков артемии - единственных,
видимо, живых обитателей озера, и этот момент считается самым "целебным".
При этом надо иметь в виду, что затяжная или ранняя весна могут внести
существенный сдвиг по времени. Кроме того надо ориентироваться по погоде,
если Западная Сибирь захвачена Арктическим циклоном и северными ветрами, то
велик шанс угодить в полосу дождей или просто в неустойчивую погоду. Из своего
опыта скажу, что я в такой ситуации оказывался дважды. Если же с Арктикой все
в порядке, то расклад такой: ветер Юго-Западный, днем ровно дует 30-ю
градусами, вечером со всех сторон сползаются тучи и может даже пойти дождь,
но не долго, ночь получается вполне комфортной. В 6 утра видишь все небо в
тучах, где-то в Завьялово идет дождь, здесь тоже может покапать, но к 8 часам
все растаскивает как и не было и далее жаркий день. Если же вечерний дождь
оказывается более внушительным, то более внушительным будет дождь и утром,
день все равно будет жарким, но есть повод опасаться, что погода постепенно
будет ухудшаться.
Комары досаждают на закате, когда ветер затихает до нуля, в это время очень
кстати оказывается костер и что-нибудь от комаров, мы уже третий год с успехом
используем Autan в виде карандаша и аэрозоли. Кстати, когда лень выгонять
комаров из палатки, а из машины их выгнать всех просто невозможно, просто
мажу карандашом открытые части тела и всю ночь не имею никаких неприятных
ощущений.


И последнее: самое главное - не обгореть в первый день и не испортить себе
дальнейшее пребывание.


Удачного отдыха!

К началу
******
Хостинг от uCoz